Фото БРИКС и ШОС 

 


 Видео БРИКС и ШОС

Беседа Владимира Путина...

00:08:08

Механика саммита Витали...

00:14:24

Брифинг Дмитрия Пескова...

00:16:24
Главная » 2015 » Июль » 26 » Отношение Китая к Индии в ШОС
3:41 PM
Отношение Китая к Индии в ШОС

Последний номер журнала «Пекинское обозрение» предлагает задуматься над тем, что именно вступление Индии и Пакистана в Шанхайскую организацию сотрудничества [ШОС] знаменует для региональной группировки и для этих двух стран в отдельности.

Основные цели Стратегии развития ШОС на ближайшие десять лет до 2025 года, принятой на недавно прошедшем саммите в Уфе, обозначены так: государства-члены сосредоточатся на укреплении взаимного доверия и дружественных отношений и тесном сотрудничестве, призванном решать проблемы безопасности, углублять экономические и торговые связи и расширять сотрудничество в области технологий, здравоохранения и образования.

Если вкратце, в центре внимания ШОС, как ожидается, будет «строительство двух платформ» – одной, служащей «основой для пропаганды взаимопонимания и диалога между государствами-членами», и второй, «призванной обеспечить помощь в развитии государств-членов». Кроме того, стратегия призывает государства-члены ШОС к участию в китайской инициативе «Один путь, один пояс» как ключевом образце регионального экономического сотрудничества.

На деле же перед Индией стоит задача вытеснить из инициативы соперника, учитывая её напряжённые отношения с Пакистаном и вялую реакцию на китайские проекты Шёлкового пути. Конечно же, остаётся вопрос, насколько Индия будет готова использовать «платформы» ШОС, несмотря на бойкие разговоры об «Азиатском веке».

«Пекинское обозрение» цитирует китайского эксперта, утверждающего, что один из основных мотивов расширения членства в ШОС (в том числе включения в организацию Индии и Пакистана) вытекает из осознания того, что «нынешние проблемы в Центральной Азии распространяются за пределы государств-членов ШОС. Более того, террористические угрозы распространяются с Ближнего Востока на Центральную и Южную Азию. ШОС не может найти решение этих проблем в рамках сотрудничества, ограниченного только шестью странами-членами. Таким образом, ШОС необходимо расширять членство в организации и модернизировать механизм её работы для того, чтобы играть более серьёзную роль в региональном сотрудничестве в области безопасности».

Статья излагает причины, по которым Индия и Пакистан могут надеяться на выгоду от членства в ШОС. Они представлены не менее чем шестью различными направлениями:

Индия и Пакистан могут надеяться принять участие в «региональных отношениях» через механизмы ШОС, учитывая растущий международный статус этого влиятельного органа.
Они могут рассчитывать защитить свои интересов безопасности продуктивнее через механизмы ШОС. По сути, они должны «усилить сотрудничество с ШОС ... (так как) борьба с терроризмом является одной из общих задач».

ШОС будет способствовать экономическому росту в обеих странах.
Индия и Пакистан не захотят «упустить благоприятную возможность», открывающуюся через улучшения коммуникабельности, связанной с результатом предлагаемой интеграции китайской инициативы «Один путь, один пояс» и российского проекта Евразийского Экономического Союза, направленного на экономическую интеграцию региона.
Как быстро растущая экономика, Индия может использовать членство в ШОС, чтобы углубить энергетическое сотрудничество с Россией и странами Центральной Азии.

Наконец, учитывая нерешённые «территориальные споры» между Индией и Пакистаном, ШОС «может послужить площадкой для диалога» для двух стран, призванной облегчить напряжённую обстановку на границе и улучшить отношения в многостороннем формате».

Интересно, что статья завершает наблюдением, что, помимо прочего, ШОС сталкивается с «новыми вызовами», связанными со вступлением в организацию Индии и Пакистана – в процессе роста организация «должна реформировать свою инфраструктуру, чтобы подготовиться к принятию новых членов». В частности, ШОС «должна найти лучший способ определять повестку дня и проводить свою политику более эффективно». Пока что локомотивом ШОС выступают Китай и Россия. Пекин понимает, что это может измениться с появлением в шатре индийского слона.

Общее направление статьи выдержано в положительных и нейтральных тонах. Действительно, Китай надеется, что членство в ШОС может способствовать нормализации индийско-пакистанских отношений, но понимает, что только время покажет, раскроются ли полностью его ожидания. Со своей стороны, Китай блестяще использовал платформы ШОС для «нормализации» своих отношений с менее влиятельными центрально-азиатскими соседями, вскормленными на грубоватой диете враждебной анти-китайской советской пропаганды, а также и согласовал свою центрально-азиатскую политику с Россией.

Вероятно, Индия могла бы сделать то же самое для стабилизации ситуации в Афганистане, действуя с Пакистаном в общих интересах. Но, с другой стороны, у Китая на регион более масштабный взгляд. А у Индии есть такой же? Если есть, открываются интересные возможности. Факт остаётся фактом, – процессы, происходящие в ШОС, проходят на политическом, экономическом, оборонном уровне и уровне безопасности, сближая руководство Индии и Пакистана, органы безопасности двух стран и даже их вооружённые силы на регулярной основе.

Совершенно очевидно, Китай надеется, что в рамках ШОС Индия со временем преодолеет сдержанность (скептицизм) относительно пекинских «беспроигрышных» стратегий Шёлкового пути. На деле же Пакистан может попасть под давление, призванное помочь подключению Индии к другим странам ШОС.

Без сомнения, Индия будет придерживаться двустороннего подхода в нормализации отношений с Пакистаном. Но, говоря это, нужно помнить, что Соединённые Штаты всегда активно содействовали индо-пакистанским отношениям, и Дели был открыт для этого. Индии, возможно, придется смириться с аналогичной закулисной ролью ШОС. Случись так, это тоже было не так плохо.

Наверняка и сегодня, и в будущем ШОС будет «стороной, от которой зависят успех или неудача» индийско-пакистанских отношений, поскольку интересы безопасности регионов Центральной и Южной Азии частично совпадают. Кроме того, региональное сотрудничество ШОС не может закончиться на границе у Вагаха.* Это может пойти только на пользу Индии – при условии, конечно же, что Индия также имеет серьёзные намерения воспользоваться этим в духе примирения.

Не столь много внимания уделяется принятию ШОС как «страны-партнёра» Непала. Это расширение может быть особенно примечательным. Предположительно, Пекин поспособствует ему в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Почему Непал? Намерение ШОС по организации формального сотрудничества с Непалом оказало бы существенное влияние на укрепление безопасности Тибета и установление связей между Тибетом и Индией (через Непал), кроме создания дополнительной основы для развития китайско-непальских отношений. Индия не должна рассматривать это игру с нулевой суммой. 

Примечание:

* – Вагах – единственный населённый пункт, через который можно пересечь границу между Индией и Пакистаном. Вагах расположен на старинном великом колёсном пути между городами Амритсар и Лахор. Сам Вагах представляет собой селение, через которое прошла спорная линия Рэдклиффа в 1947 году. Восточная часть селения расположена в Индии, западная – в Пакистане.

 

 

БРИКС идет к разработке аналога SWIFT 
Китай за создании банка БРИКС 
Россия предложила Греции присоединиться к банку БРИКС 
В БРИКС создали первые финансовые институты 
Банк БРИКС начал работу с капиталом $100 млрд 
Категория: Новости БРИКС (BRICS) и ШОС | Просмотров: 427 | Добавил: bricslife | Теги: индия, Китай, Индия в ШОС, отношение Китая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar